.

Traders Joe’s: уникально без digital

Последней точкой в деловой программе официальной делегации ритейлеров в Нью-Йорк за инновациями на Retail’s Big Show 2018 стал референс-визит в один из магазинов сети продуктовых дискаунтеров Traders Joe’s.


Инсайтами и интересными фактами работы ритейлера с коллегами из компаний «Азбука Вкуса», «Карусель», Globus, «Евросеть», «Парфюм-Лидер», Magnum (Казахстан) поделились управляющий магазина Брайан Ламотт и его коллеги. 


Компания работает с 1958 года, объединяет сейчас 425 магазинов формата «у дома» в 47 штатах и является одной из крупнейших американских сетей по продаже органических и свежих продуктов. Изначально основатель компании Джо Колумб хотел развиваться аналогично 7 Eleven, но по прошествию времени понял, что ему хочется больше уникальности и отстройки от конкурентов. Эту самую уникальность ритейлер нашел в СТМ - 90% ассортимента Traders Joe’s составляют качественные товары private label, которые на 20-40% дешевле брендовых аналогов. 


Каждый год ассортимент обновляется на 100 новых SKU, которых в среднем в каждом магазине около 3000 (включая сезонные товары). Продается все стандартное - продукты, витамины, товары для дома и красоты и т.п. 


Промоушн присутствует везде, в том числе и непривычном для российских покупателей формате - если кому-то захочется попробовать продукты, стоящие на специальных широких паллетах в магазине, то для этого нужно попросить сотрудников Traders Joe’s открыть новую упаковку, например, тех же чипсов специально для вас. Покупать не обязательно. Такой товар затем списывается либо в утиль, либо на благотворительность. 


Также достаточно интересным и непрозрачным решением российские ритейлеры обозначили идею Traders Joe’s ранжировать должности персонала магазинов и систему мотивации. Все вместе - 250 сотрудников конкретной торговой точки, где была делегация - это crew (команда). А у команды есть свой капитан - управляющий магазина. Остальные сотрудники - от кассира до грузчика - называются здесь менеджерами. При этом заработную плату получают разную, а функции выполняют общие. И если сегодня сотрудник помогает оформлять выкладку, то завтра уже он может оказаться на кассе. При этом сам капитан также может как помыть полы при необходимости, так и составить новый график выхода на смену. 


Что касается оплаты труда, то здесь все просто - каждый день сотрудники должны отрабатывать 8 часов, из которых час дается на обед. И этот час не оплачивается, поэтому по словам одного из менеджеров магазина, все стремятся уложиться хотя бы в полчаса, а затем еще доработать недостающее время, чтобы получить свой минимальный оклад до налогообложения в $2520 ($15/час плюс 60 центов каждые полгода). 

Кадровый аутсорсинг в Traders Joe’s не особенно приветствуют, кадровый резерв не держат, обратную связь по изменениям в работе магазина принимают устно и без использования каких-либо digital-новшеств. Единственное, что приближает сеть к цифровой современности - лишь аккаунт в Instagram.


Однако, несмотря на все эти факторы, Traders Joe’s является очень популярным в США. Порой для того, чтобы контролировать очереди в магазинах сети, например, управляющие даже ставят специальные стойки и отвечающего за них сотрудника, который помогает клиентам увидеть конец той самой очереди. 


Еще больше интересных фактов и историй из жизни американского и международного ритейла, а также об IT-разработках и инновационных подходах к бизнесу вы сможете найти на официальной FB-странице клуба первых лиц ритейла Redis Business Class.


Организаторы делегации - клуб первых лиц ритейла Redis Business Class. Стратегический партнер - SAP, официальные партнеры - IBM и Diebold Nixdorf, «Инфосистемы Джет». Программные партнеры - EY и Клуб коллекционеров Cosmoscow. Также делегацию поддержали НАСТ (Национальная Ассоциация Сетевой Торговли), ФЗС (Федеральный Закупочный Союз), Дрогери Союз, «Азбука Вкуса» и Samsonite.